РУССКИЕ УЗОРЫ
    РИСУЕМ
    ВЯЖЕМ
    ВЫШИВАЕМ

   ГЛАВНАЯ

 

ГАЛЕРЕЯ

  - Шкатулки
  - Роспись по дереву
  - Вышивка лентами
  - Вышитые картины
  - Деревья и цветы из бисера
  - Вязанных работ
  - Изделия из пластика
  - Макраме
  - Макароны - не только еда
  - Вторая жизнь бутылки
  - Ажурный квиллинг
 

 

Девчонкам и мальчишкам,
  а также
   их родителям

- вязанные игрушки
- одежда для Барби


 
 

АЗБУКА РУКОДЕЛИЯ

  - Учимся вязать крючком
  - Учимся вязать спицами
  - Мир макраме
  - Секреты
    ажурного квиллинга
  - Как расписать доску?
 

 

СХЕМЫ бесплатно

  - Ирландское кружево
  - Филейное вязание
  - Вышивка крестиком
 

 

Творческая кладовая
 

 

Родословная стеклянной бусинки

   История бус увлекательна, как роман, полный тайн и неожиданных поворотов.
   У современных стеклянных бусин и бисера много предшественников.
   Сначала люди использовали материал, который им предоставляла природа: когти, зубы и кости животных, ракушки, глину, деревянные палочки исемена растений. А когда они научились обрабатывать различные материалы, то появились круглые каменные бусы, а затем и блестящие металлические.
    Усхи - ожерелья Солнца    После изобретения стекла в IV веке до н.э. яркие разноцветные стеклянные бусы мгновенно завоевали сердца древних щеголей и щеголих.
   Самой старшей из всех сохранившихся стеклянных вещей считается бусинка, найденная при раскопках египетского города Фивы.
   Древние египтяне первыми научились изготавливать бисер, плести из нитей ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками платья. Даже символы божественной власти фараонов - знаменитые усхи - ожерелья Солнца создавались не только из золота, но и из бисера. Бисерными сетками покрывали женские платья.
   Воинственные римляне, покорившие Египет, заимствовали у египетских мастеров секреты производства стекла. А в VI веке центром художественного стеклоделия стала Византия. Через Византию бисер попал в Венецию. А в X веке начался настоящий расцвет бисерного производства. В 1221 г. из-за частых пожаров все стеклодельные мастерские были перенесены из города на расположенный рядом остров Мурано. Долгое время он был единственным в Европе местом, где производили бисер. Венецианцы тщательно оберегали секреты создания стеклянного чуда. За разглашение технологии провинившемуся грозила смерть, а его близким темница.
   Венецианские бусы и бисер высочайшего качества, разнообразных цветов и оттенков развозились купцами по всей Европе. Мастера и мастерицы украшали ими одежду, обувь, сумочки, чехольчики и другие изящные вещицы. Европейские путешественники и колонизаторы брали с собой бисер в дальние страны. Жителям Африки, Америки, океанских островов очень нравились яркие блестящие бусы. Они отдавали за них золото, пряности, меха. Туземцы с удовольствием заменяли традиционные бусинки из раковин, костей и семян на диковинные стеклянные.
   Долгое время никто не мог составить конкуренцию венецианским стеклоделам. Во многих европейских странах предпринимались попытки основать производство стеклянных бус и бисера, но эти изделия уступали по качеству венецианским. Только в XVIII веке многочисленные попытки мастеров Тюрингии разгадать тайны венецианцев привели к изобретению легких дутых стеклянных бус - предшественников современных елочных украшений. А затем в Чехии талантливые богемские мастера освоили производство высококачественного бисера. Более того, они научились гранить его и покрывать эмалями. Выпускаемый в Богемии бисер и бусины отличались большим разнообразием цветов, размеров, форм и огранки. Настала очередь чешских мастеров скрывать от конкурентов известные только им секреты создания прекрасного бисера.
   Обратили внимание на красоту стекла и в Древней Руси. В XI веке в Киеве появились небольшие мастерские. В них делали сосуды, смальту для мозаик, бусины. По некоторым свидетельствам, даже венецианские купцы, увидев в Киеве творения русских мастеров, восхищались их качеством и необычностью. Позднее мастерские появились в Чернигове, Владимире, Рязани и других русских городах. Нашествие монголо-татар прервало развитие ремесла на Руси.
   С XVII века предпринимались попытки организовать с помощью иностранных мастеров бисерное производство в России. В подмосковном селе Измайлово в 1668-1669 гг. началось строительство стекольного завода. По окончании строительства в 1670 г. в Москву прибыли венецианские мастера. Но наладить постоянное производство не удалось. В 1724 г. советник коммерц-коллегии Андрей Касинен восхищался венецианскими изделиями: "... круглые всяких разных колеров стеклянные бисеры, кроме Венеции, нигде не делаются". Он предложил отправить нескольких молодых людей для обучения в Италию, а итальянских мастеров пригласить в Россию. Но только Ломоносову удалось организовать бисерное производство в России. Великий ученый просил разрешения на постройку фабрики, приводя данные о сотнях пудов бисера и стекляруса, привозимых в страну через Санкт-Петербургский порт. Он писал, что бисер "еще поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое множество ценою на многие тысячи".
   В 50-х годах М.В.Ломоносов получил на своей фабрике, расположенной под Петербургом в Усть-Рудице, первую стеклянную продукцию. Бисер и стеклярус производили по оригинальным рецептам великого русского ученого. Некоторые виды бисера и стекляруса ломоносовской фабрики не имели аналогов. Но вскоре после смерти Ломоносова, в 1768 г. фабрика закрылась.
   В конце XIX века в Подмосковье, в Тульской и Тамбовской губерниях были созданы небольшие бисерные производства. изделия русских умельцев с успехом демонстрировались на выставках во Франции, Англии, Америке и пользовались большим спросом.

   Для подготовки статьи использованы материалы книги "Бисер" Марины Ляукиной.

   в начало страницы

   ® 2010-2017 г.   Адрес: г.Тула, e-mail: nkfant@bk.ru Надежда